История школы

В ноябре 1963 года было  принято государственной комиссией и сдано в эксплуатацию здание Унечской школы-интерната. Школа была ведомственной, подчинялась Министерству путей сообщения СССР и предназначалась для обучения, воспитания и содержания детей-сирот со всей Московской железной дороги. Ее официальное название звучало так: Унечская 8-летняя школа-интернат № 10 на станции Унеча Московской железной дороги.

Первым руководителем школы стал

Родин Владимир Григорьевич (сентябрь 1963г. – декабрь 1963г.)

Отдал много сил и энергии  организации открытия и начала работы 8-летней школы-интерната № 10 ст. Унеча Московской железной дороги, был прекрасным преподавателем математики в старших классах. После ухода из школы-интерната по состоянию здоровья долгие годы работал в Унечском районном  комитете КПСС председателем ревизионной комиссии. На его плечи легла приёмка здания школы от строителей, устранение неполадок, которые могли отрицательно повлиять на учебно-воспитательный процесс. Он начал формирование коллектива школы, принимая на конкурсной основе первых педагогических работников, тщательно отбирая учебно-вспомогательный и технический персонал. При нём начали прибывать в школу и первые воспитанники.

Ходин Алексей Васильевич (декабрь 1963г. – до ухода на пенсию в августе 1982г.).

Чуткий, умелый руководитель, умел заметить в каждом педагоге индивидуальные черты, учил работать молодых педагогов, интересовался жизнью каждого воспитанника в школе-интернате, преподавал историю и обществоведение, был директором почти 19 лет, после ухода на пенсию ещё 2 года работал учителем. Многие выпускники помнят его как прекрасного человека и педагога.

Он продолжил формирование педагогического и ученического коллективов, успешно преодолевал все трудности становления новой школы, решал финансово-хозяйственные проблемы, укреплял материально-техническую базу.

 

Это были так называемые годы «застоя», но не такова была школьная жизнь. Она бурлила, проводились многочисленные мероприятия, спортивные состязания, экскурсии, походы, встречи с ветеранами войны и труда. На праздничных демонстрациях, проходивших в то время на центральных улицах и площади Ленина праздничная колонна Унечской школы-интерната всегда выделялась своей организованностью, нарядностью, неподдельным энтузиазмом и жизнерадостностью. Школа шла в ногу со страной и те изменения, которые проходили в стране и народном образовании, проходили и в школе. В связи с введением в стране всеобщего среднего образования в 1967 году школа была преобразована из 8-летней в среднюю и в 1968 году сделала первый выпуск десятиклассников, получивших аттестаты о среднем образовании.

В 70-е годы в школах стали активно внедряться технические средства обучения. Появились они и в школе-интернате. Особенно запомнились киноаппараты «Радуга», «Украина», чёрно-белые телевизоры.

Начали налаживаться связи с производственными коллективами железнодорожных предприятий, а затем с коллективами завода «Тембр» и овощесушильного завода, которые выросли в окрестностях школы. На предприятиях устраивались концерты участников школьной художественной самодеятельности. Работа школьных мастерских в 70-е годы была направлена на  тесную связь с производством. Они стали называться производственными.

В школе был разбит фруктовый сад на площади2 га, были завезены десятки машин торфа для школьного учебно-опытного хозяйства и цветников. Участком заведовала Ходина Н. А., выращивали картошку, огурцы, лук, помидоры, свеклу, укроп.

Хмара Анатолий Николаевич (август 1982г. – март 1992г.)

Руководил школой-интернатом целое 10-летие, оставаясь на посту вплоть до своей трагической гибели. Много работал с каждым учителем, воспитателем, при нём школа достигла больших успехов в спорте, в художественной самодеятельности, завоёвывала места в олимпиадах по учебным предметам.

Анатолий Николаевич вёл уроки математики в школе, посещал очень много мероприятий, уроков, проводимых в интернате. Большое внимание уделялось в это время военно-патриотическому воспитанию. Ежегодно проводилась военно-спортивная игра «Зарница», никогда не пустовал школьный тир, регулярно проводились встречи с ветеранами войны, на территории школы-интерната при помощи шефов из вагонного депо был построен военно-спортивный городок, где полоса препятствий и лабиринт были одними из лучших в городе. В оружейной комнате хранились не только «воздушки», макеты автоматов Калашникова, боевых гранат, но и огнестрельное оружие – мелкокалиберные винтовки. Взрослая и детская команды школы по стрельбе под руководством военрука Анищенко И. И. неоднократно побеждали в районных соревнованиях.

В 80-е годы в стране широко развернулось шефское движение. Шефствовали не только старшеклассники над младшими школьниками, но и предприятия над школами, школы шефствовали над колхозами и совхозами, помогая в выращивании и уборке урожая. На прополку свеклы ездили в Рохманово в колхоз «Мирный», на уборку сена в совхоз «Найтоповичский». Шефы из вагонного депо были частыми гостями в школе, помогали в ремонте школы, снабжали строительными материалами. Школьные бригады проходили производственную практику на заводе «Тембр», собирали радиодетали, получая за свою работу настоящую зарплату.

В 1987 году в школу было проведено центральное отопление, в помещениях сразу стало теплее, 4 котла из 5 в школьной котельной были остановлены, дышать стало легче.

Широко развернулось соцсоревнование. Каждый класс хотел победить в соревнованиях за чистоту и порядок, чтобы в конце недели, на торжественной общешкольной линейке, под красным знаменем школы, получить из рук директора переходящий вымпел, который оставался у лучшего класса на следующую неделю. По окончании учебного года подводились итоги соцсоревнования, и классы-победители поощрялись, обычно поездками по городам-героям и другим памятным местам СССР.

Было получено новейшее по тем временам оборудование в кабинеты химии и физики. Кабинет иностранного языка стал лингафонным кабинетом, в котором было установлено чудо-новинка по тем временам – бобинный магнитофон. Почти в каждом классе был установлен кинопроектор и чёрно-белый телевизор.

В 1988 году школа отметила 25-летний юбилей. Венцом усилий педагогического коллектива по улучшению образовательного процесса и повышению качества знаний явилось получение ученицами школы Цыганок Н. Ю. (1990г.) и  Лобанок Г. Н. (1991г.) серебряных медалей «За успехи в учёбе и примерное поведение».

Негативные процессы, которые начали потрясать страну в 1991-92г.г. ещё не затронули школьную жизнь.

 Бондаренко Василий Владимирович (июль 1992г. – январь 2002г.)

1990-е годы, наверное, самый сложный период в развитии школы. Негативные процессы, происходившие в стране, затронули и школьную жизнь.

Тяжелейшее положение началось с прекращения финансирования школы железнодорожным ведомством. По 6-8 месяцев не выделялись средства на питание, работники школы месяцами не получали зарплату (долг по зарплате достигал 6 месяцев), по остальным статьям деньги не выделялись совсем.

Так, к августу 1998 года, долг школы за коммунальные услуги  достиг 5 лет. Ежедневно, вечером, на 3-4 часа планово отключалось электричество.

 Прекратили свою деятельность по известным причинам пионерская, комсомольская и партийная организации, начался выход из профсоюза. А ведь эти организации были центром воспитательной работы школы.

Эти и многие другие тяжелые проблемы легли на плечи нового директора и возглавляемого им коллектива. Но школа продолжала работать и в этих сложных условиях. Воспитанники получали хорошие знания, проводилось много внеклассных мероприятий, школьная жизнь бурлила, никто из педагогов не оставил школу.

В школьной жизни произошли перемены.

Была воссоздана пионерская организация, которая стала называться Движение юных Патриотов (ДЮП) России.

Была разработана новая система коллективных общешкольных дел, возникли новые школьные традиции, менялось отношение к школе местных жителей. В результате усилился приток учащихся в 10-11 классах, где ввели параллельные классы.

В начале 90-х г.г. педагогический коллектив пополнился новыми кадрами из числа  выпускников школы – Емельяненко М. С., Глядешина (Чуприк) Н. В., Лобанок (Пилипушко) Г. Н., Дедкова (Геценок) С. В., Шауро И. П.

Результатом этих усилий стало улучшение качества знаний, ежегодно стали выпускаться медалисты, иногда и по 2-3 медали в год, улучшился имидж школы в глазах жителей города. Численность учащихся выросла до 300 человек.

В ноябре 1993г. школа торжественно отметила свое 30-летие, к которому подошла с хорошими результатами.

 

В последний раз пришли поздравить педагогов и воспитанников старые добрые друзья – руководители шефствующих железнодорожных предприятий, многие годы помогавших школе. Вскоре система шефства перестала существовать.

 

 Высоко оценил успехи педагогического коллектива в воспитательной работе Отдел учебных заведений Московской железной дороги.

В 1996г. он доверил Унечской школе-интернату проведение семинара для заместителей директоров школ по воспитательной работе всей Московской железной дороги. Десятки руководящих работников перенимали опыт организации воспитательной работы в Унечской школе-интернате.

Большим успехом у детей пользовалась новая традиция – проведение в конце учебного года Дня защиты детей.

Учащиеся соревновались между классами в установке палатки, сборке туристического рюкзака, разжигании костра, метании гранаты, оказании первой помощи пострадавшему, спортивных состязаниях и т. д.

К концу 90-х г.г. в коллективе сложилась достаточно высокая трудовая и исполнительская дисциплина, доброжелательный микроклимат. Учителя и воспитатели умели радоваться успехам друг друга, поддерживали инициативу каждого, помогали преодолевать проблемы и недостатки в работе. Администрация школы конструктивно разрешала возникающие противоречия и проблемы.

Со 2-го августа 1998г., решением правительства Российской Федерации, Министерства путей Сообщения РФ, администрации Брянской области Унечская школа-интернат была передана в собственность Брянской области и стала государственным общеобразовательным учреждением для детей-сирот. Большинство учащихся были переведены в другие школы, части старшеклассников разрешили закончить обучение в реорганизованной школе. Из 100 детей-сирот, переведенных в Унечскую школу-интернат из других сиротских учреждений области привезли только 65 человек, остальные находились в бегах, их нужно было разыскать, вернуть в школу, обучать, содержать и воспитывать дальше.

В связи с изменением статуса была полностью перестроена внутренняя жизнь школы, вся учебная и воспитательная работа, частично поменялся коллектив школы.

К 2002г. удалось решить, казалось бы, нерешаемые на первый взгляд вопросы, связанные с адаптацией к нормальным условиям жизни нового контингента воспитанников, попавших в  трудную жизненную ситуацию и не всегда желавшего выполнять внутришкольные правила и распорядок дня, вести достойный образ жизни. Кроме того, были трудности и с финансированием.

Однако, усилиями администрации и коллектива школы, приложившими все свои знания, опыт работы, неимоверные усилия и  личное время ситуация быстро вошла в нормальное русло, был налажен учебно-воспитательный процесс, практически ликвидированы  преступность и самовольные уходы.

В начале 21-го века

В 2000-е годы школой руководили Шавеко Анна Юрьевна (февраль 2002-2004г.г.), Таранов Федор Николаевич (2004-2005г.г.), Чачило Ирина Анатольевна (2005-2006г.г.), Бондаренко Василий Владимирович (с августа 2006г. по настоящее время).

1 августа 2008г. школа опять была реорганизована. Она стала коррекционной. Все воспитанники были распределены в другие учреждения для детей-сирот. А в нашу школу прибыли учащиеся расформированной Душкинской коррекционной школы,  в  2010г. – Далисичской школы, в 2012г.- Трубчевской коррекционной школы-интерната 8 вида.

В связи с преобразованием школы сокращалось 30% коллектива, каждый третий. Особенно тяжело приходилось расставаться с ветеранами, отдавшими 20, 30, 40 лучших лет своей жизни школе. Трое из них – Пугачева Т. Ф., Ноздря Ф. Г., Вальковская В. А. работали в школе со дня основания.

… С тех давних пор много воды утекло. Неизменна только она  — Унечская школа-интернат. Настоящий, родной дом для всех поколений.

Из года в год авторитет школы-интерната возрастал. И это, конечно же, зависело от усердия и таланта педагогов и учащихся.

Главной задачей специального образования является развитие личности, способной к социальной адаптации и интеграции в обществе  на основе всестороннего развития и компенсации имеющихся нарушений. Наши педагоги подходят к таким детям с особым душевным настроением, стараются дать максимум знаний, умений и навыков. В школе-интернате постоянно пополняется материальная база, при этом максимально учитываются запросы педагогов, соответствующие их творческим замыслам. Неуклонно растёт педагогическое мастерство учителей и воспитателей. Осваиваются новые педагогические технологии и программы, широко внедряются здоровьесберегающие и адаптивные технологии. В разные годы работой педагогического коллектива руководили директора – мастера своего дела. Каждый из них внёс свою лепту в развитие материально-технической базы школы-интерната, в совершенствовании процесса обучения и воспитания детей.

Доброта, честность, порядочность, интеллигентность, безграничная преданность своему делу – такие качества характера свойственны  директору школы-интерната Бондаренко Василию Владимировичу.

28 лет он посвятил любимому делу: обучению и воспитанию школьников, в должности директора и учителя истории.

Успеваемость, хозяйственные проблемы, быт досуг детей, проблемы возрастного переходного периода, открытые уроки, внеклассные мероприятия – обо всём знает наш директор и умело руководит работой школы-интерната. Василий Владимирович во всём старается помочь детям. У него налажено общение с каждым учеником школы. Двери его кабинета приветливо распахнуты. Всё, что касается детей, Василию Владимировичу небезразлично. Большое, доброе сердце его дарит каждому ребёнку тепло и свет.

    Организация учебно-воспитательного процесса призвана использовать возможности образовательного процесса для формирования у обучающихся ценностей здорового образа жизни.

 В простой истине «Знаешь сам – научи других» заключена суть работы заместителя директора по учебно – воспитательной работе Булова Владимира Анатольевича. Всё, что касается проблем детей, Владимиру Анатольевичу небезразлично. Большое, доброе сердце его дарит каждому ребёнку тепло и свет.

Методическая работа коллектива построена по принципу творческих групп – методических объединений.

В школе-интернате 4 методических объединения:

·        МО учителей-предметников;

·        МО учителей трудового обучения;

·        МО классных руководителей;

·        МО воспитателей.

Голубова Лариса Владимировна – руководитель МО учителей предметников, учитель чтения и письма.

Шауро Ирина Петровна – руководитель МО трудового обучения, учитель швейного дела.

Чуприк Наталья Владимировна – руководитель МО воспитателей, воспитатель, учитель с\х\труда.

Трудовая подготовка в школе ведётся по следующим направлениям:

·        швейное дело;

·        столярное дело;

·        штукатурное-малярное дело;

·        сельскохозяйственный труд.

Калашникова Т.М. – учитель биологии, с\х труда.

Человек творческий, инициативный, ответственный. Педагогическое мастерство, высокая требовательность к себе, любовь к детям, умение в любую минуту помочь им – все это создало заслуженный авторитет среди коллег и учащихся. Ей присущи преданность делу, влюбленность в свою работу, душевная чуткость.

Чем больше учащиеся проявляют заботу о сохранении природы, чем больше вложено труда в её обогащение, тем сильнее привязаны к ней. Поэтому в своей работе старается, чтобы ребята принимали участие в выращивании цветов, озеленении, ухаживали за ними, берегли их.

Эффективность воспитательного процесса в школе обеспечивает комплексная программа «Содружество», целью которой является создание условий, способствующих развитию личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе.

Основными направлениями программы являются:

1.      гражданско-патриотическое воспитание;

2.      этическое;

3.      эстетическое;

4.      экономическое;

5.      профориентация;

6.      охрана здоровья и физического развития;

7.      правовое воспитание;

8.      семейное воспитание;

9.  детское самоуправление «Школа-наш дом»

        Задача нашей школы – интерната  создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.

        СПОРТ — В УЧЁБЕ ПОМОЩНИК

         Учитывая специфику образовательного учреждения, мы очень гордимся спортивными  результатами наших детей. В областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди специальных (коррекционных) школ Унечская школа-интернат в 2007 и 2008 году заняла 3 место, а 2011 году заняла 1 место и награждена Грамотой комитета по молодёжной политике, физической культуре и спорту Брянской области. Эти достижения в большей мере стало возможным энтузиазму, дисциплинированности, безграничной любви с спорту.

      Булова Владимир Анатольевич все эти годы работает учителем физкультуры. На главном месте у педагога Владимира Анатольевича- валеологическая направленность бучения, развитие у подопечных хороших двигательных навыков. Это воспитывает и прививает у детей силу воли и упорство в достижении цели. Для поддержания хорошей физической подготовки Владимир Анатольевич регулярно проводит общешкольные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, футболу и волейболу. Оптимальное содержание уроков и эффективные формы и методы учебно-воспитательной  работы позволили Владимиру Анатольевичу достичь успехов в работе, и как результат – успешное выступление учащихся на районных и областных соревнованиях по физической культуре. Только за последние пять лет спортивная команда школы не раз занимала призовые места в районных легкоатлетических кроссах, спартакиадах и областных соревнованиях по легкоатлетическому многоборью среди школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями. Не один раз отличные результаты в личном зачёте в спортивных турнирах показывали юные спортсмены школы. Деятельность Владимира Анатольевича не ограничивается работой в своём образовательном учреждении. Он принимает участие и в работе районного методического объединения учителей физической культуры. Выступал перед учителями физической культуры Унечского района с докладами. Булове Владимиру Анатольевичу присвоено звание «Отличник физической культуры и спорта». В 2009 году он являлся участником районного конкурса «Учитель года – 2009».

ВОСПИТАЕМ КРАСОТОЙ, ВОСПИТАЕМ ДЕЛОМ

Таким принципом руководствуются педагоги Унечской школы-интерната, которые, уже несколько лет участвуют в смотрах-конкурсах по благоустройству территории. Силами учащихся и педагогов разработан и содержится пришкольный участок и по хозяйски ухожена территория школы-интерната. Воспитанники заботятся о фруктовом саде: побелку и обрезку веток делают своими руками. Все прохожие в один голос говорят о школьной территории: как самая лучшая, как самая цветущая. Идут к нам местные жители, полюбоваться, сделать памятные фотографии.

Пусть плодоносят сады возле школы. Ради здоровья. Ради будущего.

                В школе-интернате обучается 116 воспитанников в возрасте 7-18 лет из 13 районов Брянской области. В школе они учатся, проходят логопедическую, медицинскую, социально-психологическую реабилитацию. Длительность обучения- 9 лет. Каждый урок, каждое воспитательное занятие- это большая работа по коррекции дефекта, развитию ребёнка, его социальной и трудовой адаптации. Это кропотливый труд всего коллектива школы-интерната. Любовь и заботу взрослых каждый ребёнок чувствует на протяжении всего курса обучения.

        Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальные педагоги считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.

В 2013г. школа-интернат отмечает  50-тие со дня основания. За эти годы сменилось не одно поколение выпускников. Более тысячи детей получили здесь доступные знания, адаптивное развитие, трудовую и профессиональную подготовку, умение жить и работать в соответствии со своими способностями. Из стен Унечской школы-интерната 8 вида ( так с 2008г. именуется Унечская школа-интернат) выходят люди с обычной биографией. И хотя они не добьются больших высот в науках, как выпускники массовых общеобразовательных школ, но они навсегда останутся в сердцах своих учителей, воспитателей.

На протяжении нескольких лет  верным другом остаётся для Унечской школы-интерната председатель Брянского землячества в г. Москве, Почётный гражданин Унечского района Виктор Михайлович Тимощенко, который всегда находит возможность уделить внимание воспитанникам школы-интерната. Он никогда не считается со временем, всегда готов помочь. Когда изменился статус Унечской школы-интерната и вместо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нём поселились дети с ограниченными возможностями здоровья, в коллективе подумали, что люди, которые оказывали спонсорскую помощь, помогали решать проблемы, отойдут от реальных дел. И действительно, кое-кто здесь стал появляться реже.

            А вот Виктор Михайлович остался верен школе-интернату. И на протяжении нескольких лет с ним установилось тесное сотрудничество. Воспитанники школы-интерната всегда с нетерпением ждут приезда гостей из столицы.

untitled

Сегодня, как и 50 лет назад, двери школы открыты для детей. Двери, за которыми пройдут девять самых счастливых и беззаботных лет в их жизни. Учебные кабинеты оснащены современными компьютерами, дидактическими, раздаточными материалами по всем предметам. В школе-интернате имеется свой герб и гимн. Организовано ученическое самоуправление. Учащиеся участвуют в спортивных, творческих конкурсах всех уровней, фестивалях детского творчества для детей с ОВЗ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Одной из важных задач школы является профессионально-трудовая подготовка и профориентация.

Успехи школы-интерната говорят о том, что работают здесь люди высокого профессионализма, доброты и человечности. В школе нет места урокодателям, потому что каждый урок – это поиск новых методических подходов к реализации учебных программ специального образования. Трудно работать в школе 8 вида, но текучести кадров не наблюдается, так как педагогический  коллектив, думающий, сплочённый, знающий.

     Нельзя не сказать добрых слов в адрес директора школы-интерната, учителя истории Бондаренко Василия Владимировича, спокойно и мудро руководит он работой школы. По любому вопросу обращается к нему дети и их родители. И каждый находит нужный совет и помощь. Заместителя директора по УВР, учителя физкультуры Булова Владимира Анатольевича, учителей начальных классов Сидорцовой Г.М., Никитиной Н.Д., учителей письма и чтения Голубовой Л.В., Мироненко Л.А., учителей математики Коноховой О.В., Афанасенко Г.В., учителя географии Кривопуск А.М. учителей трудового обучения Самонченко Н.И., Шауро И.П., Кисленок Р.А., учителя биологии Калашниковой Т.М., школьного психолога Ветошко Ю.М. и воспитателей Царапенко П.Н., Шатобо Т.Д., Геценок С.В., Божковой А.А., Курашёвой С.П., Белозёровой И.В., Емельяненко М.С., Горбатенко Л.Ф., Пилипушко Г.Н., Чуприк Н.В., Гончаровой О.Н., Зенченко В.Н..

          Коллектив школы-интерната не только качественно и ответственно выполняет свои должностные обязанности. Но и принимает активное участие в ремонтных работах помещений, благоустройстве и эстетическом оформлении территории, поэтому в школе-интернате по-домашнему уютно и красиво.

… У школы-интерната достойное прошлое и, безусловно, есть будущее. Ведь жизнь этого учреждения – в детях, которые с удовольствием обучаются здесь, приносят школе славу. А коллектив всегда гостеприимно открывает сердца для ребят, нуждающихся в постоянной заботе и внимании.

Добавить комментарий